В начале ноября в живописном местечке на берегу Мозеля – Бернкастель-Кус (Bernkastel-Kues), земля Райнланд-Пфальц – состоялась конференция международной исследовательской группы «Русская философия» на тему «Философия в советский период: её формы и функции с исторической и теоретической точек зрения сегодня».
Событие это не уникальное, но и не очень частое. Русская философия занимает особое место в мировой культуре, но часто она «там» и остаётся. Ситуация, когда русский, или советский философ не слышал имени Канта или Гегеля – немыслима, а вот немецкий философ, который не слышал о Владимире Соловьёве или Николае Бердяеве – дело обычное. А уж о философии советского периода – вообще принято (кем? почему?) считать, что сказать нечего, или есть, но ничего хорошего: служанка марксистско-ленинской идеологии. Но не всё так просто. Поэтому так важны подобные встречи: и самим себя осмыслить, и другим себя показать. И, по-моему, это удалось.
География участников конференции очень обширна: Санкт-Петербург и Москва, само собой, Хельсинки и Турин, Бристоль и Лозанна, а также Трир, Бохум, Мюнхен, Майнц, Марбург, Ольденбург, Тюбинген, Бремен и Штутгарт. А если брать и «предисторию географии» - то были и представители Уфы, Харькова, Киева, Днепропетровска… Что поразило, так это отсутствие языкового барьера. Практически все участники свободно говорили и по-русски, и по-немецки. Доклады также звучали на обоих языках, причём иногда гости из России выступали на немецком, а немецкие хозяева – говорили на русском. Особо приятно было слышать доклад на русском профессора из Италии (Турин) Даниэлы Стеилы. Она не славист, но влюблена в русский язык и русскую философию. И силу своей любви она продемонстрировала ярким и глубоким докладом о творчестве Мераба Мамардашвили, с которым ей повезло несколько раз встретиться. Личные воспоминания как раз и придавали яркую эмоциональную окраску её выступлению.
Тематическое поле докладов оказалось соразмерным географии участников конференции. Отчасти это связано с особенностями русского стиля философствования и русского понимания философии вообще. Об этом очень точно сказал один из участников конференции, выходец из Харькова, воспитанник Москвы, житель Мюнхена Михаил Блюменкранц: «Русская философия на Западе не в чести. Уж очень она ненаучна и за редкими исключениями далека от респектабельной академичности. Да и присущее ей богоискательство для сторонников взгляда на философию как на строгую науку выглядит попросту неприлично… В сегодняшнем философском сообществе русская философия — явление маргинальное, мало востребованное. С моей точки зрения, тому есть несколько причин. Среди них та, что сознание современных западных интеллектуалов в значительной мере более секуляризовано и рационально-прагматично, чем у представителей российской мыслящей интеллигенции. Вопросы, актуальные для последней, оказываются вне русла западного общественного сознания» (http://litradio.ru/podcast/ostrota_zrenija_2_blumenkrants/detail.htm). Могу добавить, что в СССР не было жесткого разграничения между философией, социологией, культурологией, религиоведением, политологией. А искусствоведение и литературоведение часто тесно сплетались с эстетикой как частью философии. Это нашло отражение и в тематике докладов. Часть из них была посвящена, так сказать, настоящим философам: А.Ф. Лосеву, Э.В. Ильенкову, З. Мамардашвили, В. Бибихину. А ряд докладов был посвящен творчеству М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Г. Померанца, А. Белого, которых следует отнести скорее к культурологам и искусствоведам, а последнего – и к писателям.
Если позволит читатель, углублённый анализ конференции я оставлю для заинтересованных профессионалов, а несколько слов скажу о месте проведения конференции. Сам городок – Бернкастель-Кус знаменит прежде всего тем, что там в 1401 г. родился Николай Кузанский – крупнейший немецкий мыслитель, философ, теолог, учёный, математик, церковно-политический деятель, кардинал. Его роль в европейской, а значит и всемирной культуре, я попытаюсь объяснить следующим образом. Всем известен переворот, совершенный в мышлении европейцев идеями Николая Коперника, а затем Кеплера и Галилея. Так вот коротко говоря, подготовил этот переворот Николай Кузанский. Переход от средневекового стиля мышления к мышлению Нового времени – длительный процесс и одной из ключевых фигур этого процесса является Никола Кузанус. Дом, в котором родился деятель духа, бережно сохраняется и является музеем.
Николай Кузанский прославил Кузы, а сегодня, после слияния двух населённых пунктов, находящихся друг напротив друга на берегах Мозеля - Бернкастель-Кус, не только тем, что родился там. В XV веке он основал там при монастыре больницу и приют для пожилых и бедных людей, который работает и сегодня. На немецком это звучит St.-Nikolaus-Hospital (Cusanusstift). Этот благотворительный фонд, а именно так переводится на русский язык «штифтунг», владеет ещё двумя достопримечательностями: виноградниками, которые имеют богатую 500-летнюю традицию и материально поддерживают деятельность Фонда, и знаменитую Библиотеку – уникальное собрание средневековых рукописей, некоторые из которых сохранились просто таки в одном экземпляре. А это делает Бернастель-Кус центром культуры мирового значения.
Но и это не всё! В этом заброшенном (в городе нет железной дороги!!!), но не забытом Богом месте в 2009 году была создана Некомерческая организация, а по-немецки Ферайн - Die Kueser Akademie für Europäische Geistesgeschichte e.V., Академия духовной истории Европы, на базе которой и проходила конференция по философии в советский период. Академия является площадкой совместных научных исследований университетов Трира, Майнца и Ольденбурга, а также Института искусств и социальных наук им. Алануса в Алфтере (Alanus Hochschule für Kunst und Gesellschaft).
Поскольку городишка находится в тихом, далёком от промышленных центров живописном месте, не удивительно, что он превратился ещё и в курорт. В городе открыты отделения по реабилитации известной в Германии Die Median Kliniken GmbH, специализирующейся на лечении неврологических, ортопедических и психо-соматических заболеваний. Словом, участие в философской конференции стало для меня открытием такого вот «немецкого медвежьего угла», в котором хочется и жить, и работать, и отдыхать, наслаждаясь окрестными пейзажами и прекрасным мозельским вином.
Смотрицкий Е.Ю., Kaiserslautern
Наша справка: Смотрицкий Евгений Юрьевич родился 31 мая 1959 г. в поселке Солёное (Украина). Окончил химический факультет Днепропетровского университета в 1976 г. 7 лет работал химиком, затем учился в аспирантуре в Центре исследований научно-технического потенциала и истории науки АН Украины. В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию в Институте философии в Киеве на тему: «Философский анализ химико-технологической деятельности и ее экологических последствий». Кандидат философских наук. С 1992 по 2002 гг. на преподавательской работе в вузах Днепропетровска.
С 2002 г. живет в Германии. На общественных началах является сотрудником – редактор, переводчик – электронного культурологического журнала RELGA (www.relga.ru). Автор множества научных и публицистических статей в газетах, журналах, сборниках и др. Тематика публикаций – глобализация, экология, образование, семья, ценности, мораль и философское осмысление всего этого. Переводит с английского, немецкого, украинского философские, исторические и публицистические тексты.
Актуальность данной темы |
|
Уточнения: 0 |
Польза от статьи |
|
Уточнения: 0 |
Объективность автора |
|
Уточнения: 0 |
Стиль написания статьи |
|
Уточнения: 0 |
Простота восприятия и понимания |
|
Уточнения: 0 |